В связи с нарушением федерального закона о техническом регулировании Ространснадзор выдал предписание № 05.0010.07.14 от 23 июля 2014 года на запрет эксплуатации 120 грузовых вагонов ОАО «Первая грузовая компания». Причина – в конструкцию ходовой части вагонов были внесены принципиальные изменения без проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия требованиям безопасности.
Как выяснили в Ространснадзоре, эксплуатируемые в составе вагонов «Первой грузовой компании» тележки модели 18-100, оборудованные колесными парами с подшипниками кассетного типа под адаптер, процедуру обязательного подтверждения соответствия не проходили. В ПГК самовольно произвели модернизацию тележки, оборудовав ее кассетными подшипниками взамен буксовых, предусмотренных технологической документацией. Она была выпущена на сеть РЖД без соответствующей сертификации, что представляет собой грубое нарушение норм безопасности и ФЗ-184 о техрегулировании.
Подобные злоупотребления представляют угрозу жизни людей и могут стать причиной катастроф на железнодорожном транспорте, - считают в ведомстве. На модернизированную конструкцию тележки 18-100 отсутствуют согласованные и утвержденные с ОАО РЖД и комиссией Совета СНГ по вагонному хозяйству технические условия. «Уже принято решение о том, что эксплуатация вагонов будет остановлена до тех пор пока ПГК не докажет легитимность проведенных работ и не урегулирует вопрос с Ространснадзором», - сообщил «Эксперт Online» начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Алексей Сакеев.
«Тележка вагона – очень сложный механизм, в котором при движении происходят очень сложные физические процессы. Для того чтобы понять как будет вести себя подшипник, необходимо проведение испытаний. Если были внесены какие-либо конструкционные изменения и они не прошли испытания и сертификацию, то никто не может сказать, как они себя будут вести при эксплуатации. Трение, чрезмерный нагрев, вибрации, деформация или вообще разрушение конструкции – это невозможно предсказать», - говорит Валерий Шиллер, к.т.н., доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог» Омского ГУ Путей Сообщения. «Хорошо, если ось просто заклинит. А если тележка разрушится, то это неминуемая катастрофа и сход состава с рельс», - добавляет он.