21 июля 2011
Таможня разворачивает пароходы
Передача таможне дополнительных функций по санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному контролю приводит к срывам линейного расписания и отменам судозаходов в портах Дальнего Востока. Если на Северо-Западе таможня и бизнес пытаются находить взаимоприемлемые решения, то на Дальнем Востоке таможня читает и применяет приказы буквально.
От контейнерных перевозчиков требуют оригиналов сертификатов на товары. Линиям приходится собирать документы со всех импортеров (раньше документы в таможню предоставляли сами импортеры). Пока все сертификаты не будут представлены, выгрузка контейнеров не разрешается. В результате сразу после введения нового порядка суда простаивали во Владивостоке по неделе.
Как объяснил SeaNews руководитель дальневосточного офиса одного из крупных международных контейнерных операторов, раньше решение о разрешении пересечения границы таможня принимала уже на российской территории, в порту, по каждому конкретному контейнеру. Теперь решение принимается до пересечения границы и не по отдельным грузам, а по всему судну, на котором может находиться несколько тысяч контейнеров.
Если хотя бы на один контейнер сертификаты отсутствуют, выгрузку запрещают, и судно либо ждет, пока подвезут нужный документ, либо разворачивается и уходит, вместе со всем остальным грузом. Если таможня запретила выгрузку судна в одном российском порту, то путь в следующий порт в России для него закрыт. И контейнеры продолжают «кататься» до следующего рейса.
Особенно остро эта проблема стоит в Восточном: добираться туда из Владивостока надо четыре часа, и возить документы готовы не все импортеры. Из-за единственного контейнера, на который документы отсутствуют, срывается выгрузка всех остальных и в Восточном, и во Владивостоке, который на многих сервисах стоит следующим портом захода. За время действия нового порядка у разных линий таким образом сорвалось несколько судозаходов в Восточный.
Даже при самом благоприятном развитии ситуации, когда все документы в наличии, контроль на борту судна занимает теперь до 10 часов, тогда как раньше комиссия заканчивала работу в течение одного-двух часов. Ну и то, что в каждый рейс на каждом судне по крайней мере несколько контейнеров приходится отправлять обратно из-за того, что не удалось вовремя предоставить документы, – мелочи по сравнению с запретом на выгрузку.
Усиление таможенных барьеров приводит к повышению расходов как для линий, так и для грузовладельцев, в результате падает пропускная способность портов и снижается грузопоток. Уже сейчас можно говорить о снижении конкурентоспособности дальневосточных портов и переориентации определенной части грузопотока на Санкт-Петербург. В то же время, участники рынка не прогнозируют, что из-за новых правил часть сервисов будет закрыта. А вот удорожание и увеличение сроков поставок налицо.
Источник: www.seanews.ru
назад
|